Плюсы и минусы обучения в семье

239703-pКак я уже упоминала в предыдущей статье, опыта семейного образования у меня нет. Тем не менее, оно меня чрезвычайно интересует, и поэтому я начинаю собирать разную информацию, которая может оказаться полезной. Не помешает, в том числе, разобраться с его достоинствами и недостатками. Впрочем, мне не совсем нравится слово «недостатки». Как человеку, собирающемуся дать детям образование в семье, мне лучше относиться к ним просто как к трудностям, требующим преодоления, дополнительных усилий, но вполне решаемым.

Начнём с хорошего и поговорим о тех преимуществах, которые даёт образование на дому.

  1. Индивидуальный подход. В школе хороший учитель тоже будет стараться найти особый путь к сердцу и мозгу каждого ученика. Но, во-первых, далеко не все учителя такие ответственные. Во-вторых, даже хорошему учителю слишком сложно выполнить эту задачу – ведь детей на его попечении много, а времени и возможностей, чтоб узнать каждого и каждому внимание уделить, катастрофически мало. В семье же родители хорошо знают своих детей, лучше любого учителя. Бывают и исключения, но это особая история о взаимоотношениях внутри семьи – в случае, если между родителями и детьми налажены тёплые и доверительные отношения, это правило работает. Кроме того, у ребёнка есть больше возможностей для проявления инициативы в организации учебного процесса, что тоже усиливает «индивидуальность» обучения.
  2. Удобная организация обучения. Можно наладить тот режим, который удобен именно вам и вашему ребёнку, вписав туда дополнительные занятия и другие мероприятия, важные для вас. Можно больше времени уделить интересующему предмету и даже ввести дополнительные занятия, которых в школе нет.
  3. С технической точки зрения тоже больше свободы, так как есть возможность организовать учебное пространство более удобным, более щадящим по отношению к здоровью, чем в школе образом: разбавлять занятия физическими упражнениями, заниматься на улице, а дома использовать конторку, интересные именно ребёнку наглядные пособия. Хотите, можете даже пером вместо ручки писать (кстати, говорят у этого способа письма есть множество положительных моментов).
  4. Я изучила мнения многих родителей, и все говорят о том, что программа осваивается быстрей. Ребёнку не приходится ждать, пока учитель объясняет всё тем, кто ещё не понял. Да и работает наставник с ним, используя всё тот же индивидуальный подход, отчего учёба идёт легче.
  5. Из предыдущего вытекает следующий пункт – появляется больше времени для дополнительных занятий тем, что действительно интересно. Ну и для отдыха.
  6. Многие также отмечают, что дети настолько вовлекаются в образовательный процесс, что начинают со временем заниматься сами. Таким образом, они берут на себя ответственность за своё образование, развивают свою самостоятельность. Ну чем не замечательные качества?
  7. Обучение на семейном образовании позволяет родителям и детям проводить больше времени вместе. А дальше… всё зависит от членов семьи. Это время может стать мучением, а может, наоборот, улучшить отношения.
  8. Таким образом можно ограничить дурное влияние общества. Совсем на нет его свести не получится, да и не надо – человеку нужно учиться с детства противостоять отрицательному воздействию. Но в случае с обучением в школе больше шансов, что ваш сын или ваша дочь на деле окажутся воспитаны совершенно посторонними людьми с сомнительным набором ценностей
  9. Домашнее образование позволяет поддерживать привычные для семьи традиции, что особенно важно для представителей национальных меньшинств, либо очень религиозных семей, которые опасаются, что школа не позволит им воспитать ребёнка в правильном с их точки зрения русле.
  10. Обучение в семье даёт свободу передвижения. Появляется возможность хоть годами путешествовать, жить где угодно, не отрывая, при этом, ребёнка от учёбы.
  11. Ну, и что немаловажно, у ребёнка есть больше времени для прогулок. Он не заперт на несколько часов в стенах школы и может больше времени проводить под открытым небом. Это особенно замечательно, если вы живёте в сельской местности или неподалёку от парка, лесополосы, где есть возможность бывать как можно ближе к природе.

 

Ну вот какая красота со всех сторон получается! И легче учёба идёт, и быстрее, и продуктивнее. И качества какие замечательные в детях воспитываются. И здоровья целый воз! Но всё не так просто и радужно, как кажется. Не даром же говорят, что к звёздам надо пробираться сквозь тернии. Вот теперь поговорим о последних.

 

  1. Огромная ответственность, огромный объём работы ложится на плечи родителей. Роль организатора, учителя нередко приходится брать на себя именно им. Кто-то может позволить себе нанять репетиторов. Но, во-первых, это дорого, и не каждая семья найдёт на это средства, во-вторых, хорошего репетитора надо ещё поискать, в-третьих, с большой вероятностью отметаются несколько положительных пунктов из предыдущего списка – можете сами предположить, какие именно я имею ввиду.

Что делать для решения проблемы? Хорошо всё продумать. Осознать, что теперь очень многое зависит именно от вас, родителей. Оценить, насколько вы готовы взять на себя эту роль. Продумать «пути отступления» — всегда можно вернуться к школьному образованию. Запастись терпением. Найти время для занятий с ребёнком и подготовки к ним. Возможно, придётся перераспределить обязанности в семье и перекроить быт, оптимизировать его. Не думаю, что будет легко. Во всяком случае, поначалу. Но уверена, что, если к делу подойти грамотно, то старания окупятся сторицей. Кстати, выше я говорила о том, что дети могут со временем сами заниматься своим образованием, так что роль родителя постепенно уменьшается. Стремитесь к этому.

  1. Как ни крути, но обязательный для изучения набор материала нужно освоить. Поэтому придётся поискать способы мотивации ребёнка в том случае, если ему этот самый материал не по душе. Что я могу посоветовать? Мало что. Тут всё индивидуально, и каждому родителю нужно будет работать со своим ребёнком по-особенному.
  2. Потребуется приложить больше усилий для того, чтобы ребёнок социализировался и научился работать в коллективе. Понадобятся кружки, гарантированное наличие друзей. Впрочем, это сложно организовать только если семья живёт в совершенно глухой деревне, либо на одиноко стоящем хуторе, от которого до крупного населённого пункта десятки и сотни километров бездорожья. Впрочем, такое бывает, но даже здесь приличный уровень социализации возможен, если пользоваться каждым представляющимся случаем контакта с «внешним миром» чтобы выводить детей в общество.
  3. Родителям нужно контролировать себя – обучение на дому не должно быть мотивировано гиперопекой или, наоборот, превратиться в неё. В итоге вместо самостоятельного человека вы воспитаете безвольное существо.
  4. Ещё одна проблема в дисциплине. Многие дети, особенно те, кто до этого учился в школе, считают, что дома можно «халявить». Спасти от этого нас могут мотивация, самостоятельность ребёнка, его навыки самоорганизации, ответственность – всё что воспитывается в семье. Ну и родители, которые не будут поощрять разгильдяйсвто. На самом деле дисциплина – один из самых для меня болезненных вопросов, потому буду рада советам. Хотя, скорее всего, здесь, как и в случае с мотивацией, всё строго индивидуально.
  5. Помимо дисциплины у детей нужно следить за дисциплиной у родителей. Да-да – недаром же говорят, что нужно воспитывать не ребёнка, а себя. Обратите внимание на то, как вы работаете, как отдыхаете, насколько усердно и регулярно занимаетесь с ребёнком, уважительно относитесь к окружающим. Если у вас с этим проблемы, готовьтесь, что ребёнок, как зеркало, их продублирует.
  6. Часто трудностью называют недостаточный уровень подготовки родителей по тому или иному предмету (в случае, если именно они занимаются с ребёнком). Но, во-первых, родителям никто не мешает развиваться вместе с ребёнком, изучая с ним новую тему – по учебникам, материалам из того же интернета, благодаря учителям (семейное образование позволяет консультироваться с учителями той школы, к которой прикреплён ребёнок и даже регулярно посещать те или иные уроки, которые он не может освоить сам или с родителями). Во-вторых, нередко дети сами весьма успешно осваивают новый материал – как уже было сказано выше, многие хоумскулеры со временем вообще переходят на самообразование. Благо, источников информации кругом предостаточно. Многие смотрят на такие заявления скептически, но лично я знаю людей, которые самостоятельно, «дома на диване», выучили иностранные языки, которые в детстве изучали школьную программу по интересному для них предмету за год вперед. Почему ребёнок не может самостоятельно изучить тот или иной предмет? Сомнения в этом мне непонятны. С чем здесь могут возникнуть проблемы – это с мотивацией и дисциплиной. Но и в школе они есть.
  7. Проблема с образовательным учреждением и прочими организациями от образования (вроде управления образования). Не каждая школа и не каждый чиновник готовы спокойно отнестись к «домашнему» ученику. Например, бывали случаи, когда школа или представители управления образования требовали сдачи промежуточных аттестаций до девятого класса, хотя это вовсе не обязательно. Даже детей грозились из семьи забрать. Так что нужно быть юридически подкованным и готовым отстаивать свои интересы.
  8. Интересы придётся отстаивать не только перед чиновниками, но и просто перед окружающими людьми. Мы живём в обществе, в котором подавляющее большинство людей учились в школе и считают это нормой. Причём, нормой обязательной, а домашнее обучение рассматривают как что-то ненормальное. Ладно, если просто считают и молчат – многие начинают спорить, критиковать, «наезжать» на родителей. Особенно тяжело приходится, если давление оказывают близкие. Запаситесь добротой, терпением и уверенностью в своей правоте – и вы выдержите всё.

 

Ну вот, теперь осталось взяться за подготовку и преодоление. И, в первую очередь, за самовоспитание. Пока ещё время есть =)




Плюсы и минусы обучения в семье: 2 комментария

  1. )))долго писал ответ на твой пост, но , параллельно «пообщавшись» с твоим мужем у него в блоге, пришел к выводу, что всё в пустую. Набор образцов и стереотипов не позволят ни тебе ни ему меня понять.
    Так что буду очень короток.
    1. ребёнок до 5-ти лет-ГЕНИЙ. он усваивает и упорядочивает(причинно следственные связи) 90% в первые 5 лет.
    2. относись к ребёнку как к взрослому человеку, но с другой планеты.
    3. для того чтобы «инопланетянину» рассказать футбольный тайм 40 мин. потребуется 900 лет. Формируй мыслеобразы, а не заучивай правила и слова.
    4. Никогда не рано, но бывает поздно!
    5. К пяти годам ребёнок должен полностью уметь о себе заботиться и научитьСЯ (научитьСЕБЯ ) учитьСЯ (учитьСЕБЯ). Стирать, убирать, печь топить, костёр разводить, книжки читать, письма писать.
    6. Выбирай игрушку не для себя(как делают 99% родителей)!!! А для него! и такую, которая его чему-то научит(я своему на 4 гда подарил топор, научил разводить костёр и тандыр топить, прошел почти год -вспоминает как самый лучший подарок в жизни, а смартфон Sony z2 вообще не вспоминает))).
    7. НИКОГДА И НИЧЕГО НЕ ЗАПРЕЩАЙ(особенно помощь родителям)!!!! НО объясняй!
    ЗАБУДЬ СЛОВО НЕЛЬЗЯ!
    8. Поощряй и помогай освоить ЛЮБЫЕ ЕГО НАЧИНАНИЯ!
    9. На его вопросы отвечай ЧЕСТНО и так подробно, как будто сдаешь экзамен всей своей жизни(а это так и есть)!!!!
    10. Если человеку не давать падать и вставать в столь маленьком возрасте потом велика вероятность всяких серьезных травм (не умеет падать).
    11. ДАЖЕ НЕ ОХАЙ в опасных ситуациях. молча подбеги и встань рядом-страхуй, но не помогай-ОН ИЗУЧАЕТ СОВоЁ ТЕЛО И МИР!!! Наслаждайся этим. Потом вместе разберёте ситуацию(споткнулся-обо что споткнулся, по какой причине…)
    12. ВОПРОСЫ ДУРАЦКИМИ НЕ БЫВАЮТ!!! Если ты с твоим образованием и жизненным опытом не можешь ответить на вопрос, то не такой уж он и лёгкий-дурацкий))) Отвечая на вопросы детей некоторые и сами становятся людьми, но только те, кто честен с самим собой и с ними!
    13. НИКОГДА НЕ ПЕРЕЧЬ МУЖУ или ДЕДУ!!!
    14.Ни один репетитор и преподаватель не заинтересован в успехах твоего ребёнка! их заинтересованность ограничена только деньгами!
    15. Ни один учитель русского языка не сможет рассказать теорему Пифагора.
    16. Ответь СЕБЕ на «дурацкие» вопросы:
    -Что может дать «узкий» преподаватель моему ребёнку того, что Я не могу ему дать?
    17. -Если Я не могу ему дать того, что может дать «узкий» препод, то что я делал все эти годы в этой «школе» (имеется в виду жизнь)???
    И крайнее, но далеко не последнее.
    Муж твой ещё не до конца понимает, но именно дети-истинно его проект и только здесь он сможет посТРОИТЬ что-то и ни где более)))))
    Счастья Твоей семье!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*