За преступлением — наказание

И снова начнём с советского кино =) Как-то раз в одном orig_(1)фильме 60-х годов я услышала стихотворение, ранее мне неизвестное. Оно мне понравилось. Отыскав его в интернете, я внимательно прочла это произведение и задумалась… о том действительно ли верны эти строки.

Вот оно.

Не заслуга быть белым. Не достоинство — русым.

Очень трудно быть смелым… Очень просто быть трусом… 

Мы, престолы низвергнув, жили в буднях великих.

Знаем: трудно быть верным и несложно — двуликим.

Жили в ящиках тесных, рвали нервы и жилы.

Знаем: трудно быть честным, знаем: просто быть лживым.

Кто не продал России ради собственной славы,

Знает: трудно жить крупно, проще — жить осторожно.

Добрым — сложно и трудно. И недобрым — несложно.

Люди смелого роста, улыбаемся грустно:

Нам, конечно, непросто, нелегко…

Но не гнусно!

Н. Панченко

Нет, я не собираюсь сейчас искать «истинный смысл» написанного. Я просто хочу поразмышлять на тему того, легко ли быть нечестным человеком.

Нередко приходится слышать такое мнение, что если человек, желая добиться своей цели, совершил нечестный поступок (украл, обманул, убил и т. д.), то он пошёл по наиболее простому пути. Вот, мол, не захотел ждать, трудиться, а просто взял то, что ему нужно в обход существующих норм и правил, и живёт теперь припеваючи, ни о чём не заботясь. Особенно если за совершённое злодеяние ему не грозит никакое реальное наказание – не найдётся судьи официального или самозваного. Есть даже люди, которые завидуют такой способности преступать черту ради своих целей. Но мне кажется, что этот образ «лёгкой жизни», прельщающий и искушающий многих, обманчив.

… И я не одинока в своём мнении.

За преступлением следует наказание. Гораций

За сладкое приходится горько расплачиваться. Леонардо да Винчи

Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один — тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой — сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов. Дени Дидро

Лишь временной бывает безнаказанность. Публий

Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним. Сенека

Всякому приходится расплачиваться за свои грехи. Петроний

Ну и напоследок народная мудрость.

Сколько веревочка не вейся, а концу быть.

Как видно, мысль о том, что любое злодеяние, любой шаг против совести не останется безнаказанным, приходила в голову многим людям. Наверняка вышеперечисленные персонажи – это лишь малая часть представителей человечества, осознававших всю безнадёжность положения тех, кто не желает жить честно.

Человек, который сознательно пошёл на преступление – это человек, обрекший себя на очень тяжёлую жизнь, ибо его ждёт жестокая расплата (тут должен быть пафосный демонический хохот).

Первый судья, с которым ему придётся столкнуться – совесть. Она есть у каждого человека, что бы кто ни говорил. У нас есть внутренняя способность отличать достойный поступок от дурного. Конечно, с совестью можно договариваться, можно её заглушить, игнорировать. Можно обманывать себя, но глубоко внутри, на дне сознания, всегда будет жить понимание собственной неправоты. Чем тяжелее был проступок, тем более тяжёлым камнем будет он лежать там, ожидая своего часа. И как только человек, не выдержав жизни в постоянном обмане и самообмане, осознает всю тяжесть своего положения, этот камень раздавит его. Нет судьи более жестокого и страшного, чем совесть, которая, порой, мучает так, что человек чувствует физическую боль.

Второй судья – это закон. Но он настигает преступника не всегда, так как доказать вину человека, порой, бывает очень сложно. Да и некоторые особо «влиятельные» личности имеют возможность любой закон обходить безнаказанно, в силу имеющихся у них ресурсов. Да и не всякий нечестный поступок противозаконен. Так уж вышло, что закон не в полной мере отражает здоровые нравственные ограничения, которые диктуются совестью.

Третий – общество. И речь идёт не только о судах Линча, хотя это и яркий пример наказания (впрочем, не всегда справедливого) рядовыми членами общества. Общественное порицание – это тоже серьёзное испытание. Не все выдерживают презрение, насмешки, агрессию. Особенно тяжело приходится тем, кто становится в результате своего преступления невольным изгоем. Как-никак человек может полностью самореализоваться лишь в социуме. Нужно обладать довольно сильной волей для того, чтобы жить отчуждённо от себе подобных.

Четвёртый – мироздание. Так или иначе, окружающая реальность сама создаёт такие обстоятельства, которые наказывают человека за совершённый проступок. От этого судьи, как и от совести скрыться невозможно, ибо он вездесущ и является свидетелем каждой прожитой минуты. И в тот момент, в который человек свернул с верного пути, заработает механизм, который призван, поначалу, не столько его наказать, сколько указать на неверность выбранного направления. К сожалению, многие люди не умеют читать и понимать язык жизненных обстоятельств и продолжают упорствовать, что неизбежно ведёт к «наказанию». Это может происходить в простых случаях… Вот не заплатил кто-то за проезд. Кондуктор его упорно не замечает. Едет наш герой в трамвае, едет, кондуктор проходит мимо, совсем рядом. Неподалёку становятся вновь зашедшие пассажиры. Кондуктор подходит к ним, берёт плату, а его игнорирует. Он, довольный, выходит из трамвая, а некоторое время спустя теряет сбережённую сумму, а то и больше.

Или вот человек, в задачи которого входит воспитание подрастающего поколения. Скажем, он отвечает за воспитательную работу в ВУЗе. Он активно поддерживает бурные вечеринки от профкома, КВНы (ради которых студенты даже освобождаются от занятий), закрывает глаза на то, что преподаватели на праздниках, не прячась от студентов, дружно пьют алкоголь. Ребёнок у этого человека – совершеннейший раздолбай. Если позиция нашего героя не изменится, и он срочно не возьмётся за воспитание сына и подопечных ему студентов, то в будущем хлебнёт горя со своим чадом.

Или, например, есть вспыльчивая женщина. Она обожает скандалить, выводить людей из себя, ведёт себя как настоящий энергетический вампир – сначала привязывает человека к себе при помощи хитрых манипуляций, а потом выматывает его психологическим давлением, высасывая из него жизнь. В результате с «объектом привязанности» возникает множество проблем, и он потихоньку начинает избегать общения с этой дамой. Можно быть уверенным, что, если она не изменит своего поведения, то останется в итоге в полном одиночестве. Если, конечно, не сумеет увидеть предварительные намёки жизни о грядущей беде и исправиться.

Впрочем, в двух последних случаях (причём они оба основаны на поведении реальных людей) мирозданию и стараться особо не приходится. Наша персонажи сами делают всё возможное для того, чтобы себя наказать. Один не пытается разобраться в том, как необходимо воспитывать подрастающее поколение, значит и его дети (а, следовательно, и он сам) становятся жертвами этой безграмотности. Вторая полагает, что ей необязательно понимать и чувствовать других людей, что можно ими бесконечно пользоваться, как заблагорассудится, ну а те при первой же возможности от неё бегут. Да, такое часто происходит в жизни. Люди сами роют себе «могилу», а потом удивляются, почему это «небо теперь метр на два, а вокруг лишь земля и червяки».

Бывает и такое, что «случайность» помогает раскрыть преступление, если не справляются соответствующие органы. Так, например, было в этом случае. Нельзя не вспомнить и про знаменитую пару серийных убийц «Одинокие сердца» (Марта Бек и Раймонд Фернандес). Если бы не наблюдательность и сознательность соседей очередной жертвы (в полицию поступило аж три независимых звонка о подозрительном поведении новых знакомых соседки), то пострадавших могло бы быть намного больше.

А как усложняет жизнь нечестное существование! Приходится врать, изворачиваться, прятаться, заметать следы, умасливать (а, иногда, и убирать) свидетелей. Чем тяжелей проступок, тем больше усилий приходится предпринимать для того, чтобы его скрыть.

В общем, мы определились с тем, что жизнь безнравственных людей не сахар. Ведь так? Но неужели нельзя ничего сделать? А что если человек изменился?

Бывает такое, что люди меняются. Но как тогда быть с наказанием? Неужели их жизнь останется столь же мучительной? Мне кажется, что, если человек понял, что поступил неправильно (то есть действительно понял всю неправильность своего поведения, а не признал вину формально), если он искренне раскаивается и пытается сделать всё возможное, чтобы исправить эту ситуацию и предотвращать все подобные в будущем, тогда можно будет если не избежать возмездия, то хотя бы смягчить его. Бывает так, что исправить уже нельзя ничего, тогда нужно либо максимально сгладить последствия и постараться просто в меру своих сил помогать окружающему миру стать лучше. Да, деятельность, обращённая вовне, помощь другим людям – это необходимое условие.  Когда человеку приходит понимание чего-то важного, чего окружающие не осознают, он, как член общества, должен постараться донести это откровение до остальных. Почему? Разве нельзя просто ограничиться исправлением лишь себя и своей жизни? В обществе все люди связаны друг с другом. Нормы культуры, идеалы, уровень нравственности, да и многие другие аспекты жизни общества на возникают сами по себе, а определяются, осознанно или нет, поведением и убеждениями отдельных его членов. Мы, хотим мы этого или нет, влияем на жизнь всего общества, а, значит, и на жизнь каждого из его членов. Разумеется, справедливо и обратное – окружающий мир влияет на нас. Потому, привнося хорошее во внешний мир, мы и делаем добро другим, и сами становимся лучше. Вот почему, если человек хочет стать Человеком, он должен чувствовать свою ответственность не только за свою жизнь и самых близких, но и за происходящее вокруг него.

Чем же мне, возвращаясь к основной теме, завершить это рассуждение? Вовсе не легко быть подлым человеком. Я бы даже сказала, что это мучение, причём напрочь лишённое утешения, которое есть в мученичестве тех, кто страдает за достойную идею, оттого ещё более тяжёлое. Остаётся только удивляться наивности и легкомысленности тех, кто с такой лёгкостью губит свою жизнь.




За преступлением — наказание: 5 комментариев

  1. Хочу ответить на стихотворение, отбросив в сторону откровенные преступления. И честность, и лживость, и смелость, и трусость, и все остальные сравнения в поступках людей всегда неоднозначны. Каждый имеет свое основание. У каждого человека своя правда. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть на тот или иной поступок.

    1. Действительно жизнь очень сложна. И то, что кажется на первый взгляд неблаговидным поступком, может иметь серьёзные основания и оказаться в итоге единственно правильным решением. Я же говорю про людей, которые сознательно идут против совести, понимая, что могут действовать иначе и что поступают подло. А что имеет ввиду автор стиха можно только догадываться.

  2. Luojatar » Я же говорю про людей, которые сознательно идут против совести, понимая, что могут действовать иначе и что поступают подло. » Это и есть ключевой момент, сознательность человека, а если в обществе подлые поступки норма, то и нет осознания неблаговидности поступка. То что не порицается обществом не может мучить и угнетать, тому в истории достаточно примеров. Другое дело, когда общество духовно растет, тогда как Вы верно заметили: «Мы, хотим мы этого или нет, влияем на жизнь всего общества, а, значит, и на жизнь каждого из его членов. Разумеется, справедливо и обратное – окружающий мир влияет на нас. Потому, привнося хорошее во внешний мир, мы и делаем добро другим, и сами становимся лучше.» К сожалению всегда есть некое количество людей, на которых общество может повлиять только силой и до звания Человек им ещё ого как далеко, тем более до желания стать им. Как он может хотеть того, что не доступно его (подлецу, лжецу и т.д.) пониманию. Вывод: мучиться может только совестливый человек, а совесть явление социальное.

    1. Я считаю, что совесть — качество врождённое, что человеку изначально дано различение добра и зла, которое со временем может притупиться под действием внешних факторов, но не исчезнуть. И достаточно лишь небольшого толчка, чтобы всё лишнее слетело, а совесть вновь выбралась на поверхность и заявила о себе.

  3. Очень радостно осознавать, что есть на белом свете люди, которые верят в доброе, совестливое начало человека. Если есть возможность понаблюдать за маленькими (от 2,5 ) детьми и проследить их хотя бы на жизненном отрезке лет 10-15, а лучше дольше, то можно заметить, что дети действительно наделены от рождения разными чертами характера как доброта, жадность, скрытность, совестливость, дружелюбие, осторожность и т.д. В процессе социализации общество, в данном случае семья, детский сад, школа показывают детям правильную модель поведения (или не правильную) и учат жадного — делится, драчуна — защищать и не обижать слабых, скрытных — дружелюбию… если модель поведения взрослых людей имеет хорошую добрую установку, то и дети вырастают совестливыми, заботливыми, доброжелательными. Сейчас, когда общество перестало быть в большинстве своем однородным очень хорошо и ярко проявляются элементы воспитания или отсутствия его. Молодые люди не уступают места пожилым, хамят учителям, мужчины могут пройти совершенно свободно мимо мамочки которая тащит коляску по лестнице, а ведь все они были детьми…..и описанные мной случаи не самые ужасные, но совестливому человеку и в голову не пришло бы поступить так….. Повторюсь, очень приятно, что есть люди которые верят в положительное начало Человека, чем больше таких людей, тем чище и добрей будет окружающий мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*